Вагрич Акопович Бахчанян (23 мая1938 г., Харьков - 2009 г., Нью-Йорк)— художник, литератор-концептуалист.
" Может быть, свобода и не нужна. <…> Нужно сопротивление. Нужно с кем-то бороться. А с кем бороться в Америке? С долларом?
ЦРУ — не КГБ, их не видно. В России я знал, что кому-то нужен. Когда я работал в «Литературке», все призывали друг друга быть осторожными: кругом стучат. А я говорил, что здесь можно болтать всё, что угодно. Ни одно слово не пропадёт даром. Кто-то ведёт дневник, хронику."
В шутку называл себя армянином на 150 %, потому что даже мачеха была армянкой.
Вагрич Бахчанян родился в Харькове в 1938-м. Там же поступил в Студию декоративного искусства, учился у самого Василия Ермилова — известного авангардиста 1920-х годов. Поначалу работал оформителем красных заводских уголков. На рубеже 1960 — 1970-х — в отделе юмора «Литературной газеты», невероятно популярной и читаемой в то время. В 1974 году эмигрировал в США.
В начале нулевых Вагрич Бахчанян впервые приехал в Москву. Его работы экспонировались в «ЭРА Фаундейшн», в галерее «Поп-Офф Арт», в Русском музее, в «Стелла Арт Фаундейшн», на выставке в музее им. А.Д. Сахарова — коллаж художника стал одной из причин возбуждения уголовного дела против директора музея Юрия Самодурова и искусствоведа Андрея Ерофеева.
Автор книг: «Демарш энтузиастов» (1985; с Сергеем Довлатовым), «Синяк под глазом: пуантель-авивская поэма» (1986), «Ни дня без строчки (годовой отчет)» (1986), «Мух уйма: художества» (2003).
Лучше всего его творчество выражено парадоксально простым определением – «Вагрич Бахчанян (художник слова)».
Он и сам порой так себя именовал.
Обычно так принято называть писателей. Случай Бахчаняна тот, что он из слов, всем известных и доступных, строит некие композиции, которые явно выходят за рамки привычных словесных жанров.
Тут Бахчанян виртуоз, равно которому — совершенно буквально — нет.
Он создает какие-то, что ли, речевки, которые начинают жить сами по себе в некоем гиперязыковом пространстве, в каком-то, если можно так сказать, виртуальном языке.
Например: «Вся власть сонетам!»
Или: «И на нашей улице будут будни».
Или: «Друг товарищу брат».
Эти речевки Бахчаняна давно стали пословицами. Самая известная, пожалуй: «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью».Фразы Вагрича Бахчаняна:
Вышитое бисером на свиной шкуре.
Бурят в стакане воды.
Туалетная бумага для рисования.
Ружье с оптическим обманом.
Волосы зачесаны на зад.
Горькая чаша весов.
Брачный союз советских социалистических республик.
Наносная земля обетованная.
Древко жизни.
Крейсер "Орэро".
Танец с сабрами.
Мешки с углем под глазами.
Вампир-полукровка.
Вечнозеленое растение-однодневка.
Приспущенные брюки.
Промежуток между двумя антрактами.
Дурная слава КПСС.
Гордиев санузел.
Дамская комбинация из трех пальцев.
Обед из трех букв.
Гробовая доска почета.
Драматург с именем, но без отчества и фамилии.
Бледный как смерть негр.
Лилипутище.
Кремль-брюле.
Утро нашей родины в сосновом бору.
Затруханный Тухачевский в Туруханске.
Бей баклуши, спасай Россию.
Всеми правдами и неправдами жить не по лжи.
Чапаев говорит: "В одну реку нельзя войти дважды".
Частное объявление в газете: "Изменю родине с матерью. Эдип".
Названия газет:
Газета русских гомосексуалистов "Гей славяне!".
Религиозное издание "Прости, господи!".
Антисемитская газета "Жидье-битье".
...Тёплый московский вечер 1972 года.
Возле кинотеатра «Мир» на Цветном бульваре, что напротив редакции «Литературной газеты», в поисках лишнего билета на новый американский фильм толпа народа.
Весёлой компанией – Бахчанян, Песков, Иванов, Макаров (художники «Клуба ДС») – переходим дорогу.
На вопрос: «Нет ли лишнего билетика?» – мгновенный ответ Вагрича: «А у вас нет лишнего партбилетика?»…
Вагрич и его Ирочка однажды снимались в массовке на «Мосфильме».
Познакомились с Олегом Ефремовым.
«Враги сожгли родную МХАТу!» – пошутил Бах. Ефремов от смеха запорол дубль…
Вот, например, 12 томов собрания сочинений Баха: "Сын Полкан", "Праща-оружие", "Пиковая дама с собачкой", "Отцы и дети капитана Гранта", "Сорочинская ярмарка тщеславия", "Трое в лодке, не считая собаки Баскервилей", "Женитьба бальзамированного", "Серапионовы братья Карамазовы", "Репортаж с петлей и Анной на шее", "Нецензурное слово о полку Игореве", "Витязь в тигровой шкуре неубитого медведя", "Тихий Дон Кихот".
Столкновения советской этики и авангардистской эстетики стали лейтмотивом его творчества.
Литературовед и писатель Андрей Синявский называл Бахчаняна последним футуристом.
В Бахчаняне – неиссякаемый «коктейль Молотова» – коллажи, живопись, фантастические концептуальные экзерсисы, шутки, полное отторжение стереотипов.
Малейшим сдвигом он меняет смысл, а чаще бессмыслицу штампа, догмы, идеологического или культурного фетиша.
Коллега Вагрича Бахчаняна по клубу «Двенадцать стульев» в «Литературной газете» Игорь Макаров написал о попытке анализа «Записных книжек» художника: «Исследовать его творчество — неблагодарное дело, равное по никчемности «туалетной бумаге для рисования» (фраза В. Бахчаняна. — Авт.)». Журналист и литературовед Владимир Коркунов добавил: «Все так, и писать о книге Бахчаняна — сродни отыскиванию словесной иголки, попавшей в многомерное пространство вольного художника, парадоксального, преобразующего окружающую его действительность на свой лад, на свой взгляд, на свой вкус. Назвать его постмодернистом было бы неверно. Бахчанян настолько своеобычен, что любое клише, любая культурная инерция были бы ему чужды. Он — художник слова. И только... Открывается книга так: «В начале было словоблудие». А заканчивается фразой: «Оставляю свои яблоки на ваше попечение». Вот, собственно, и все: пришел человек, и — не стало человека. А между этими точками его космос...».
На вопрос: «Кем был Бахчанян, как охарактеризовать его людям, не знающим творчества художника?», Андрей Загданский сказал: «Вагрич был Искусство». И добавил: «Я всегда хотел сделать фильм о Бахчаняне. В конце 1990-х — начале 2000-х удалось снять с ним несколько часов видеоматериала. 12 ноября 2009-го Вагрич Бахчанян умер. Мое желание сделать фильм стало необходимостью.
Вагрич был гением. Но, помимо этого, он был остроумным, обаятельным, теплым и добрым человеком. Друзья любили его. И он был воплощением авангарда. Делать фильм о таком человеке, как Вагрич — счастье, кайф. И я хочу поделиться этим кайфом со зрителями. Это моя главная цель."
http://m-introduction.livejournal.com/21223.html
http://tapirr.narod.ru/art/b/bakhchanian.html
https://vk.com/album-61546782_231846546